Страничка психолога
Причина возникновения правонарушений среди подростков
Правонарушения среди подростков возникают из-за сочетания неблагоприятных условий в семье, проблем в образовательной среде, влияния ближайшего окружения (сверстников) и негативного влияния СМИ и интернета. Эти факторы могут способствовать формированию противоправного поведения, и важно учитывать их, чтобы разработать меры профилактики.
Семья:
Неблагоприятные условия. На поведение подростка могут повлиять:
отсутствие родительского внимания и контроля;
семейные конфликты, насилие, жестокое обращение;
алкоголизм и наркомания среди родителей;
недостаток эмоциональной поддержки и любви.
Отрицательный пример родителей. Подросток может перенимать нормы поведения взрослых, что приводит к девиантному поведению.
Недостаток материальных средств. Если семья не может обеспечить потребности ребёнка, подросток может искать их в другом месте, в том числе через противоправные действия.
Школа
Негативные факторы. Например:
травля и насилие со стороны сверстников;
несправедливое отношение учителей и администрации;
низкий уровень дисциплины и контроля;
недостаток внеклассных занятий и секций.
Игнорирование проблем подростков в школе, что побуждает их к решению проблем путём совершения преступления.
Сверстники
Давление сверстников и групповое поведение. Желание быть принятым в группе и страх оказаться изолированным могут подтолкнуть несовершеннолетнего к рискованным поступкам. Некоторые проявления влияния группы:
страх быть отвергнутым, если ребёнок откажется участвовать в правонарушении;
подражание более авторитетным сверстникам, в том числе тем, кто демонстрирует девиантное поведение;
снижение личной ответственности в группе, если преступление воспринимается как «коллективное дело».
Неформальные группы правонарушителей — они влияют на формирование взглядов, противоправных установок и норм поведения, толкают к совершению противоправных действий.
СМИ и интернет
Создание образов успешной жизни в СМИ и интернете, демонстрирующих богатство, роскошь и развлечения. Это может стимулировать подростков к антиобщественному поведению, стремлению достичь материального благополучия любыми средствами, включая правонарушения.
Пропаганда насилия и жестокости в СМИ и интернете, что может формировать у подростков представление о допустимости применения силы и агрессии в решении проблем.
Влияние блогеров и инфлюенсеров в социальных сетях — их противоправное поведение (например, участие в драках и правонарушениях) может влиять на формирование ценностей и поведения подростков.
ПРО КОНФЛИКТЫ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР.
ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ?
Дети ругаются – это факт.
Я видела статистику, что ссоры между сиблингами (родными братьями и сестрами) происходят каждые 6,5 минут.
Родителей ссоры пугают.
У родителей есть розовая мечта, как дети живут обнявшись, наполненные нежностью и любовью.
Но у детей свои планы.
Почему они ругаются: потому что бесит, взял мое, плохое настроение, накопилось, а тут брат попал в поле зрения...
Если коротко, то поругаться детям гораздо легче, чем вести сложные переговоры.
И не только детям.
Чтобы снизить количество криков и драк надо:
0. Проститься с мыслью, что они обязаны любить друг друга
1. Запастись терпением и энергией - ресурс мамы и забота о себе
2. Ввести четкие правила для семьи
3. Повторить 33 миллиона раз одно и то же
Как действовать, в каждой ситуации:
Сначала помогаем самому несчастному.
Учитывайте, что некоторые дети, когда они напуганы, расстроены ведут себя агрессивно, вместо слез.
Если дети не катаются клубком, можно обнять обоих.
Утешая самого несчастного, не занимайте его сторону, не показывайте второму, как вы злы и сейчас его покараете.
У вас нет задачи найти, кто прав, кто виноват. У вас задача использовать ситуацию для обучения. Нейтрально узнаем, что произошло. Без охов, вздохов и агрессии.
Просто пересказываем за детьми историю, убирая эмоции и переводя на язык фактов: "ты хотел поиграть с братом, а он был занят. Ты несколько раз его позвал, а он тебе грубо ответил. Ты разозлился и ударил его".
Точно также со второй стороной. Сочувствуем обоим.
Разделяем их чувства:
"Ты очень сильно разозлился, я бы тоже разозлилась наверное",
"Тебе было дико обидно и ты не справился с эмоциями".
Когда напряжение спало, напоминаем правила:
"Я понимаю, что ты был жутко зол, но помнишь, мы не деремся, не кусаемся, не плюемся, не оскорбляем, не берем чужое"
Предлагаем детям подумать, как можно решить конфликт, внимательно слушаем, если надо снова напоминаем про правила.
Это может занять время.
Когда дети договорились, помирились, возможно извинились, спрашиваем, а как можно было решить этот конфликт сразу, без нарушения правил.
Это требует ваших сил и ресурсов, но именно это обучение и воспитание.
Буб Татьяна Анатольевна, психолог отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия
* В нашей стране не принято обращаться к психологу. Если болеет тело, мы традиционно идём к врачу, а традиция лечить душу в нашем обществе не прижилась.
Также уже доказан факт, что большой процент людей, попавших в психиатрические больницы, могли бы туда не попасть, если бы в период эмоционального кризиса вовремя бы обратились за профессиональной помощью.
Так почему же люди не обращаются к психологу? С одной стороны люди не достаточно осведомлены, чем им может помочь психолог, некоторые не видят различия между психологом и психиатром, а с другой стороны одна из наших культурных особенностей – страх общественного мнения: «как можно откровенничать с посторонним человеком?», «что обо мне скажут?», «что я, псих?». Также силён в наших умах стереотип «Сор из избы не выноси!». Но вы только попробуйте себе приставить дом, в котором не убирали … 18? 20? 30? 40? (укажите свой возраст) лет!!! А ведь в этот дом мы приглашаем людей – строим отношения. И, по началу, весь «мусор» прячем по углам, но потом он просто вываливается…
Советы психолога:
- Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?
- Как подготовить себя и ребенка к трудностям первого класса
- Занятые родители: чем это может обернуться?
- Рекомендации психолога для родителей
- Детская ложь
- Как избавиться от плохого настроения?
- Депрессия и пути выхода из неё
- Как поддержать человека в трудную минуту?
- Разрушающая сила чувства вины
- Как справиться с агрессивным клиентом
- Профилактика ПАВ
- Как воспитать ребенка успешным
- Психологическая подготовка учащихся к экзаменам
- Семь причин детской агресии
- Ребенок ругается плохими словами
- Книга в подарок детям и родителям
- Расписание для детей к школе
"Безопасное поведение детей в интернете" -


"Воспитание детей без насилия"

"Азбука для родителей"

"Суицид в подростковой среде"

"Памятка по насилию"




Родительский лекторий «Внимание буллинг!»
Буллинг — это повторяющиеся акты различных видов насилия, издевательств со стороны одного лица либо группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить; травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности. Буллинг всегда преследует цель – затравить жертву, вызвать у нее страх, унизить, подчинить. Существуют следующие виды травли:
Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физического буллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).
Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.
Психологический буллинг имеет несколько подвидов:
- вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика;
- невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
- запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
- изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом. С ребенком отказываются играть, дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и другие мероприятия. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах;
- вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз, шантажа, запугивания;
- повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
- школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет). Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети. На родительском собрании были рассмотрены понятия «Буллинг», структура и признаки буллинга, последствия травли. Психологом даны рекомендации родителям, что же сказать ребёнку, которого обижают в школе, и как вести себя самому?
Подготовила психолог ОПБ и СН Т. А. Буб.

